Далай-лама о природе потока сознания. Буддизм - статья.

Далай-лама о природе потока сознания

Далай-лама о природе потока сознания. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

09.10.10

Ключевые слова (суть): поток сознания, сознание, атман, личность, Далай-лама

Очень важно спросить себя, что мы на самом деле понимаем под термином «я». Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо поместить учения Будды в более широкий контекст различных религиозных традиций Индии. Первое, что отличает свод буддийских учений от всех прочих классических философских традиций Индии, это отрицание существования какой бы то ни было вечной души, «я», или атмана, которые по определению являются сущностью, независимой от нашего тела и ума, единичной, неизменной и постоянной.

Буддисты же утверждают, что так называемое «я», или личность, ― это не более чем функция наших психофизических составляющих. Они носят название «совокупности» (скандхи) и обеспечивают наше существование. Если мы исследуем природу психофизических совокупностей, то обнаружим, что они непрерывно меняются, а потому «я» также не может быть неизменным. Они преходящи, и потому «я» не может быть постоянным или вечным. Они разнообразны и множественны, и потому «я» не может быть единичным. Именно на этих основаниях буддизм отвергает понятие вечной неизменной души.

Все буддийские школы утверждают, что «я» следует понимать как функцию психофизических составляющих человека. Это означает, что «я» не может рассматриваться только лишь применительно к грубому уровню тела. На самом деле, философские школы буддизма, давая определение «я», обычно связывают его с потоком сознания.

Еще один вопрос обычно возникает при обсуждении «я». Есть ли у «я» начало и конец?

Некоторые буддийские школы, например, Вайбхашика, полагают, что континууму «я» можно положить конец. Однако в большинстве традиций считается, что у него нет ни начала, ни конца, поскольку континуум «я» связан с потоком сознания, а, согласно общим воззрениям буддийских школ, у сознания нет начала. Если же мы станем утверждать, что у сознания есть начало, то нам придется согласиться с тем фактом, что первый момент осознавания возник без причины и из ниоткуда. Это будет противоречить основополагающим принципам буддизма, то есть закону причинно-следственной связи. Буддизм говорит о взаимозависимой природе действительности: любое явление возникает вследствие соединения определенных причин и условий. И если допустить, что сознание возникает без причины, то подобное утверждение вступит в противоречие с этим базовым принципом. А потому буддисты считают, что каждое мгновение осознавания должно предопределяться причинами и условиями определенного рода. Из многочисленных причин и условий, играющих здесь свою роль, главной, или субстанциональной причиной является та или иная форма сознания, поскольку материя сама по себе не способна породить сознание. Сознание должно рождаться из предшествующего момента осознавания.

Подобным образом, если мы попытаемся проследить истоки материального мира, то обнаружим, что, по меньшей мере с буддийской точки зрения, мир также безначален. В процессе анализа мы расчленяем материальные объекты до составляющих их частей, затем ― до молекул, атомов и так далее. Но и для появления этих мельчайших частиц также нужны определенные причины и условия.

Подобно тому как мы говорим о безначальности ума, мы можем в равной мере говорить и о его бесконечности. Ведь невозможно отыскать такую причину, которая могла бы подточить присущую нам основополагающую способность познавать и воспринимать. Определенные состояния ума, такие как телесные ощущения, привязаны к нашему физическому телу. Они могут прекращаться, когда распадается материальная основа для их существования, например, в момент смерти. Однако когда мы говорим о безначальном потоке сознания, то не должны ограничивать свое представление о сознании рамками подобного грубого уровня бытия. Говоря о безначальности, буддисты подразумевают более тонкий уровень сознания, в особенности то, что мы называем «светоносной природой ума». Именно такое тонкое сознание является непрерывным и не имеет конца. Взяв его за основу, буддисты утверждают, что и у «я» нет ни начала, ни конца.

Когда люди размышляют о сознании, то обычно представляют его в виде некой монолитной сущности, именуемой «умом». Однако такое представление не соответствует действительности. Если мы внимательно проанализируем это явление, то увидим, что так называемое «сознание» в действительности представляет собой сложный и разнообразный мир мыслей, эмоций, переживаний, связанных с органами чувств, и так далее.

Позвольте мне проиллюстрировать этот момент на примере нашего способа восприятия вещей. Для того чтобы акт восприятия состоялся, должны сложиться определенные условия. В случае визуального восприятия, например, внешний объект должен вступить в контакт телесным органом ― глазами. Далее, необходимо еще одно условие: орган чувств должен взаимодействовать с объектом таким образом, чтобы за восприятием последовало осознавание объекта. Буддисты говорят, что в основе ума лежит светоносная природа, которая и состоит в этой его способности к восприятию и осознаванию. В силу наличия этого потока осознавания, при возникновении контакта между органами чувств и соответствующими объектами рождаются отдельные моменты осознавания. Более того, основополагающая светоносная природа сохраняется и по истечении срока временного пребывания в данном физическом теле, поскольку представляет собой непрерывный поток. Вот что буддисты понимают под терминами «безначальная природа сознания» и «поток сознания».

Как я говорил выше, буддисты утверждают, что даже материальный мир в некотором смысле безначален. «Но как же тогда быть с Большим взрывом? ― спросите вы. ― Разве он не был началом Вселенной?» Буддист не может признать Большой взрыв моментом возникновения материального мира. Это теория не только не отвечает на наши вопросы, но порождает новые. Например, почему произошел Большой взрыв? Какие условия привели к Большому взрыву? С буддийской точки зрения, даже материальный мир не может обладать неким абсолютным началом.

Я должен отметить, что, когда мы говорим ― мир безначален, то ведем речь об очень тонком «атомном» уровне. Мы не станем отрицать, что у конкретной вселенной или конкретной планеты есть начало в том смысле, что в определенный момент они возникают, а в другой ― прекращают свое существование. Говоря о безначальности материального мира, мы потому говорим обо всей Вселенной в целом.

Все это отсылает нас к фундаментальному принципу причинно-следственной связи. Для того чтобы глубоко понять этот принцип, нужно осознать, что он действует как на уровне ежесекундных изменений, происходящих в рамках отдельных событий, так и на более обширном макроскопическом уровне. Закон причинно-следственной связи играет такую заметную роль в буддийском учении не потому, что это некий божественный закон мироздания, но потому что он помогает нам глубже понять природу реальности. Почему буддисты делают такой вывод? Потому что мы знаем на собственном опыте и по своим наблюдениям за окружающим миром, что вещи и события не возникают произвольно. В их возникновении соблюдается определенный порядок. Есть соответствие между определенными событиями и определенными причинами и условиями. Кроме того, вещи не могут возникать вообще без причины. После того как мы исключили эти две возможности (случайного возникновения и беспричинного возникновения), мы будем вынуждены принять третий вариант, а именно существование фундаментального принципа причинно-следственной связи, действующего на самом базовом уровне бытия.

Вы можете спросить, почему понимание причинно-следственной связи имеет такое большое значение для практикующего буддиста. Ответ в том, что в буддизме делается существенный акцент на преобразовании ума и сердца, а также на изменении нашего мировоззрения и образа жизни. Более того, методы созерцания, медитации и преобразования ума, применяемые в буддизме, должны основываться на вещах, реально существующих. Если реальное положение вещей не соотносится с медитативными практиками, которые мы применяем, то безосновательно ожидать, что с их помощью мы добьемся какого-либо прогресса в своем развитии. Поэтому, лишь добившись понимания природы реальности, углубив его и расширив, мы можем начинать применять методы медитации и преобразовывать свой внутренний мир.

В буддизме определенные практики предназначены для решения определенных проблем. Есть, например, медитации, предназначенные для снижения интенсивности сексуального влечения и привязанности. Для этой цели мы можем, например, мысленно представлять, что вся планета Земля покрыта скелетами. Медитации подобного рода выполняются с намерением преодолеть определенный тип проблем. Однако, медитируя таким образом, созерцатель ни в коей мере не верит в то, что эта визуализация отвечает реальности. Он целиком отдает себе отчет в том, что данное мысленное представление ― лишь способ работы с определенными эмоциями.

В буддизме подчеркивается важность глубокого и обоснованного постижения любой избранной темы исследования. Буддисты здесь исходят из простой предпосылки, что углубленное понимание действительности окажет положительное воздействие на наше сердце и ум; и лишь углубление понимания и расширение знаний могут привести к подлинным изменениям. Многие глубокие уровни духовной реализации, согласно буддийским воззрениям, являются следствием знания, понимания и проникновения в суть вещей. Вот почему проникновение в суть вещей считается ключевым элементом духовного пути в целом.

Перевод Юлии Жиронкиной

Источник: сайт
Опубликовал: @Майя@ (статей: 350)

Рейтинг: 2.54 (Прочтений: 4633)
 Добавить комментарий к материалу
Поделиться:    Распечатать:

Специальная мандала, для активации и очистки Вишудха Чакры. Дает возможность раскрыть, привести чакру в чистое и сбалансированное состояние, увеличить уровень осознанности, а также привести мысли и ментальное тело в порядок.

Продавец Вастлер: 3 | Продаж: 2 | Цена: 400 руб.

Легко справляться с внутренним дискомфортом, уметь настраивать свое сознание и изменять пространство вокруг себя - необходимые качества человека Нового Времени. Запись тренинга VIP-группы дает эффективную стратегию нейтрализации проблем и увеличения Вашего Благосостояния. Это стратегия трех шагов - простых и удивительно меняющих Вашу жизнь.

Продавец alsey | Продаж: 3 | Отзывы: 3/2 | Цена: 650 руб.

Ваш портрет личности и практические рекомендации с учетом трех направлений расчетов: нумерологический портрет, составление графика жизненного потенциала по дате рождения (система Пифагора) и запатентованная методика экспресс-тестирования личности Юлии&Юлиана.

Продавец julian-julia: 5 | Цена: 1500 руб.

Далай-лама о природе потока сознания. Буддизм - статья. Материалы по теме:

Опричнина сознания, или Как я себя собирал - Духовный опыт, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Духовный опыт: Путь к себе
За пределами личности - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Путь к себе
Гибкость и адаптивность сознания - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Вне течений
Сознание. Уровни вибраций - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Энергии и энергетика
Пластичность сознания или образа мира - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Путь к себе
Два способа расширения сознания - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Путь к себе
Осознанные сны и непрерывность сознания - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Осознанные сновидения
Совмещение сознаний, или Гость в моем теле - Духовный опыт, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Духовный опыт: Вне течений
Любовь - это Все, Что Есть - Духовный опыт, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Духовный опыт: Любовь
Уровень сознания - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Путь к себе
Атмическое сознание - Духовный опыт, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Духовный опыт: Путь к себе
Подлинное восприятие через развитие сознания - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Путь к себе
Надсознание - Сверхсознание - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Вне течений
Сознание - Статья, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Статьи: Вне течений

Далай-лама о природе потока сознания. Буддизм - статья. Творчество на схожую тему:

Мировоззрение - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Мир Сознания - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Я летаю в высоком небе - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Колодец выкопан в правильном месте - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Так будет не всегда - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Ауровиль - в тебе - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Когда пишу я как дышу - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Жизненные восприятия - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Путь Атмана - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Однажды приснилось - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Игры ума - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Сон наяву - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Я есть - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Церковь - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Муджи - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Магия - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Музыка сфер - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Любовь течет из глубины - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Сон или явь? - Живопись, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Живопись: Духовное творчество
Баллада о прошедшем дне - Стихи, похоже на "Далай-лама о природе потока сознания"
Стихи: Духовное творчество
Обращение

Всем и каждому:

У Вас есть актуальные и нужные людям материалы? Опубликуйте их. Так Вы поможете тысячам ищущих.

Мастерам и учителям:

Передавайте Ваши знания и опыт людям, пришедшим сюда в поисках Пути и Проводников.

Будьте благодарны:

За полученные на портале знания, советы и помощь...


Мы ВКонтакте
Мы на Facebook
Личный раздел
Логин:
Пароль:
Spirits
17 ноября

Что же касается финансовой сферы - здесь необходимо проработать ограничения: как личные психологические и ментальные...,

Онлайн марафон "Искра жизни". Зажги в себе жизнь!

14 - 28 декабря 2016 года
Устали от жизни? Всё достало? 
В 5-й раз вылезают одни и...

Добрый день, Николай. Хочу поблагодарить за очень полезный и нужный материал...

Есть один вопрос по...

Истина проста и она никогда не пряталась за умами богословов, ничего в ней нет непостижимого , все просто и понятно. Не надо истину искать там где...
Недавно купили:

Подробное разъяснение Вашей Формулы Души, записанное на видео. Вы объективно и очень подробно увидите все...

Оформление презентаций Ваших продуктов или услуг для открытого интернет-магазина портала. Помните, что при...

Вы узнаете своё предназначение в данном воплощении, какими талантами и способностями одарила Вас Судьба...,

Этот сайт для всех, кто ищет и стремится к гармонии. Здесь учатся Ученики и Учителя. Здесь объединены
различные традиции и течения, потому что все они - неразделимые части Единого...
Каталог сайтов: эзотерика, образование, наука.