Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит. Транспсихология - статья.

Имеют ли психоделики религиозное значение?
Хьюстон Смит

Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

02.11.10

Ключевые слова (суть): психоделики, духовный опыт, сознание

Люди, изучающие религию, как правило, считают, что психоделические вещества не имеют к религии отношения. Они согласны с Р. -С. Зенером, который в книге «Мистицизм священный и профанический» «полностью рассмотрел и отверг» утверждения о религиозном значении мескалина, приведенные Олдосом Хаксли в книге «Двери восприятия». Отказ от дальнейшего рассмотрения темы кажется мне в высшей степени преждевременным.


Психоделики и религия с точки зрения истории

Почти повсюду люди путем проб и ошибок обнаруживали связь между растениями (сырыми или в виде отваров) или определенными действиями (йоговскими дыхательными упражнениями, кружением в танце дервишей, самобичеванием) и измененными состояниями сознания.

В качестве близких нам примеров можно привести пейот, использовавшийся коренной американской (индейской) церковью, и мексиканские «священные грибы», известные более двух тысяч лет.

К этому можно добавить индийскую сому (хаому) и коноплю зороастрийцев, греческий культ Диониса, который «везде... учил людей культуре виноделия и мистериям поклонения ему и везде почитался как бог», бензоин в Юго-Восточной Азии, дзенский чай, пятая чашка которого очищает, а шестая «зовет в область бессмертия», «питури» австралийских аборигенов и, вероятно, мистический «кикеон», который ели и пили во время кульминационного завершения шестого дня элевсинских мистерий.

Еще более интересно, чем связь средств изменения сознания с религией, допущение того, что эти средства могли послужить отправной точкой возникновения определенных религиозных направлений, позднее забывших в своем развитии о своих психоделических корнях. Бергсон связывал поворот индусов и греков к «динамической религии» с «божественным экстазом» от воздействия дурманящих напитков; не так давно Роберт Грейвс, Гордон Уоссон и Алан Уоттс высказали предположение, что возникновение большинства религий связано с химически стимулирующими теофаниями. Эта важная гипотеза, несомненно, должна время от времени привлекать внимание историков религии.


Психоделика и религия с точки зрения феноменологии

Феноменология стремится к точному описанию человеческого опыта. Вопрос, который ставят психоделики перед феноменологей религии, состоит в том, отличаются ли психоделические переживания от естественных религиозных переживаний, и если да, то каковы различия?

Существует бесчисленное множество психоделических переживаний, не имеющих религиозной окраски; они могут быть чувственными или духовными, тривиальными или преобразующими, причудливыми или сакраментальными. Есть одна вещь, с которой не может не согласиться каждый изучающий психоделики: не существует психоделического переживания самого по себе. Каждый психоделический опыт зависит от трех составляющих: самого вещества, психологического состояния человека и ситуации (социальной и психической), в которой принимается вещество. Но при соответствующем психическом состоянии и в соответствующих условиях психоделики могут вызывать религиозные переживания, неотличимые от переживаний, происходящих спонтанно.

Как мы можем определить, что опыт, который переживают люди, является действительно религиозным? Можно начать с факта, что люди сами характеризуют свой опыт таким образом.

Но если для кого-то предпочтительнее более строгие методы то они тоже существуют. Уолтер Панке из Гарвардского университета разработал типологию религиозного опыта (в аспекте мистических переживании), основанную на классических описаниях мистических переживании, собранных в «Мистицизме и философии» Уолтера Стойса. Затем он провел эксперимент, введя псилоцибин десяти студентамтеологам и профессорам во время службы в страстную пятницу. Эксперимент был «дважды закрытым, ни д-р Панке, ни его испытуемые не знали, кому достанется псилоцибин, а кому — плацебо обеспечивающее контрольную группу. Впоследствии «испытуемые, получавшие псилоцибин, пережили феномены, не отличающиеся или даже вполне тождественные... категориям, выявленным нашей типологией мистицизма».

Почему же, имея такие значительные доказательства Зенер считает, что психоделические переживания не могут быть подлинно религиозными? Можно сделать три предположения.

Первое

Его собственный опыт был «совершенно тривиальным» Это, конечно, доказывает, что не все психоделические состояния являются религиозными; но это не дает основания считать что все психоделические переживания не являются религиозными

Второе

Он полагает, что переживания других людей, которые они сочли религиозными, в действительности таковыми не являются Зенер выделяет три рода мистицизма: естественный мистицизм, при котором душа объединена с природным миром; монистический мистицизм, в котором душа сливается с безличным абсолютом и теизм в котором душа предстоит живому, личному Богу. Он допускает что психоделики могут вызывать первые два рода мистицизма, но не высшее теистическое состояние. В доказательство он анализирует переживание Хаксли, описанное им в книге «Двери восприятия», показывая, что этот опыт представляет собой в лучшем случае смесь природного и монистического мистицизма. Даже если мы согласимся с зенеровским разграничением трех форм мистицизма, случай Хаксли (как и вся книга Зенера) всего лишь доказывает, что не каждое мистическое переживание, вызванное психоделиками, является теистическим. Несли Зенер идет дальше этого, утверждая, что психоделики не могут вызывать теистических мистических переживаний, то в таком случае он выходит за рамки собственных аргументов.

Есть и третья причина, по которой Зенер может сомневаться в том, что психоделики способны вызывать, индуцировать истинно мистические переживания. Зенер — римский католик, а доктрина римского католицизма учит, что мистический экстаз — дар благодати, а потому не может быть контролируем человеком. Возможно, это и так. Приведенные эмпирические свидетельства не исключают действительных онтологических или теологических различий между естественными и психоделическими религиозными переживаниями. Однако здесь мы рассматриваем феноменологию, а не онтологию; описание, а не интерпретацию, и на этом уровне различие не обнаруживается. С точки зрения описания психоделическое переживание не может быть отличным от своего естественного религиозного двойника. Когда У. Стейса, который считается авторитетом в области философии мистицизма, спросили, подобны ли психоделические переживания мистическим, он ответил: «Вопрос не в том, похожи они на мистические переживания или нет; они суть мистические переживания».


Психоделики и религия с "религиозной" точки зрения

Предположим, что психоделики могут вызывать переживания, неотличимые от религиозных, и что мы можем доверять их описаниям. Могут ли они пролить какой-то свет на природу религиозной жизни?

По меньшей мере, они могут поместить сам религиозный опыт в новый контекст, проясняя его отношение к религиозной жизни в целом. Психоделики могут, по-видимому, вызывать религиозные переживания, но менее очевидно, что они могут создать религиозную жизнь.

Могут ли химические вещества быть полезными помощниками веры, это другой вопрос. Использование пейота коренной американской церковью указывает на то, что это возможно. Антропологи положительно характеризуют эту церковь, отмечая среди прочего, что ее подопечные менее подвержены алкоголизму, чем остальное население. Следовательно, психоделики могут способствовать религиозной жизни, но лишь в контексте истинной веры (подразумевая убежденность, что вызываемые ими переживания истинны) и дисциплины (то есть постоянной тренировки воли в стремлении реализовать воспринятое в измененном состоянии сознания в обыденной, повседневной жизни).

Хьюстон Смит

Источник: "Пути за пределы эго", Издательство "Открытый Мир", 2006 г. Под редакцией Роджера Уолша и Фрэнсис Воон
Опубликовал: @Майя@ (статей: 350)

Рейтинг: 2.3 (Прочтений: 4026)
  Отзывы и комментарии (0)
Поделиться:    Распечатать:

На этом видеосеминаре Вы получите знания о силе слова, в чем она проявлена, о смысле слова, образе, который оно создает. Мы приоткроем завесу тайны ведического слова и Русского языка. Вы научитесь управлять энергией слова и узнаете какова связь обычного слова с порчей или с проклятием, как защититься от сглаза и многое другое, неожиданное и интересное.

Продавец alexandra_veles: 1 | Продаж: 1 | Цена: 500 руб.

Специальная мандала, для активации и очистки Вишудха Чакры. Дает возможность раскрыть, привести чакру в чистое и сбалансированное состояние, увеличить уровень осознанности, а также привести мысли и ментальное тело в порядок.

Продавец Вастлер: 3 | Продаж: 2 | Цена: 400 руб.

Легко справляться с внутренним дискомфортом, уметь настраивать свое сознание и изменять пространство вокруг себя - необходимые качества человека Нового Времени. Запись тренинга VIP-группы дает эффективную стратегию нейтрализации проблем и увеличения Вашего Благосостояния. Это стратегия трех шагов - простых и удивительно меняющих Вашу жизнь.

Продавец alsey | Продаж: 3 | Отзывы: 3/2 | Цена: 650 руб.

Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит. Транспсихология - статья. Материалы по теме:

Я не теоретик - я уже практик - Статья, похоже на "Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит"
Статьи: Путь к себе
Путь к Душе - Статья, похоже на "Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит"
Статьи: Путь к себе
ЕСМЬ или мой сон - Духовный опыт, похоже на "Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит"
Духовный опыт: Путь к себе

Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит. Транспсихология - статья. Творчество на схожую тему:

Учитесь в Вечности сознанием расти - Стихи, похоже на "Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит"
Стихи: Духовное творчество
Мировоззрение - Стихи, похоже на "Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит"
Стихи: Духовное творчество
Мир Сознания - Стихи, похоже на "Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит"
Стихи: Духовное творчество
Я летаю в высоком небе - Стихи, похоже на "Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит"
Стихи: Духовное творчество
Вспомнить - Стихи, похоже на "Имеют ли психоделики религиозное значение? Хьюстон Смит"
Стихи: Духовное творчество
Обращение

Всем и каждому:

У Вас есть актуальные и нужные людям материалы? Опубликуйте их. Так Вы поможете тысячам ищущих.

Мастерам и учителям:

Передавайте Ваши знания и опыт людям, пришедшим сюда в поисках Пути и Проводников.

Будьте благодарны:

За полученные на портале знания, советы и помощь...


Мы ВКонтакте
Мы на Facebook
Личный раздел
Логин:
Пароль:

Принимаю Вашу любовь с признательностью и благодарностью, Аленушка, и мне от нее тепло:) Все взаимно, все... -

Мы начинаем цикл кратких вебинаров под общим названием «Семь ключей»!
Материал каждого вебинара подобран мною, профессиональным литотерапевтом...

Все нестандартные видения - интересны. Все - расширяют каналы сознания, способствуют притоку...

знать кого же слушать - а то послушаешь так и влипнешь ненароком...
И сотворили школу так, как им велел Дьявол:
Ребёнок любит природу, поэтому...
Недавно купили:

Процесс исцеления – это работа по считыванию (диагностика) информации с тонких планов и работа с реальным...

Нужна реклама? Дайте её здесь! Качественная целевая аудитория, более 40 000 показов вашего объявления в...

После инициации в Кундалини Рейки, открываются энергетические каналы, сердечная и коронная чакра...,

Этот сайт для всех, кто ищет и стремится к гармонии. Здесь учатся Ученики и Учителя. Здесь объединены
различные традиции и течения, потому что все они - неразделимые части Единого...