О Чжуан-цзы. Даосизм - статья.

О Чжуан-цзы

О Чжуан-цзы. Статья. Эзотерика и духовное развитие.

15.09.10

Ключевые слова (суть): Чжуан-цзы, гармония, сон

Примерно в то же время, когда Мэн-цзы систематизировал и переосмыслил учение Конфуция, работы Лао-цзы были пересмотрены его последователем Чжуан-цзы. В книге, носящей его имя, китайский философ выразил то, что сейчас мы называем даосской философией. Книга состоит из 33 глав, первые семь из которых принадлежат перу Чжуан-цзы, а остальные — его ученикам.

То, что уже было сказано о естественном образе жизни, было переосмыслено и приобрело новое звучание. В частности, Чжуан-цзы ввел в образение термин ли (принцип), обозначив им преобразующее действие Дао.

Несомненным вкладом в развитие даосской этической теории следует считать разработку Чжуан-цзы концепции ву-вей (невмешательства), которая рассматривается как в свете даосской духовности, так и в контексте гармоничной жизни.

Жизнь в гармонии с природой

По утверждению даосов, мир в целом и человек в частности характеризуются тремя видами жизненной энергии: шен (дух), ци (дыхание) и цзин (жизненная субстанция). Во время медитации человек стремится к слиянию микрокосма (Эго) с макрокосмом (мироздание). С этой целью человек должен избавиться от дуалистического восприятия действительности; иными словами, он старается отождествить свое Эго со всей вселенной, т. е. избавиться от субъектно-объектного сознания. Следовательно, даосская медитация глубоко мистична. Мистический союз со всем сущим не поддается рациональному объяснению; постижение осуществляется непосредственно через опыт. Таким образом, утверждается фундаментальное положение даосизма, согласно которому изреченное Дао не есть истинное Дао. То, что познается во время медитации, не поддается словесному выражению.

Коль скоро все находится в процессе постоянного изменения, идентификация собственного "Я" становится болезненной иллюзией, явным заблуждением, но рано или поздно человек будет вынужден смириться с реальностью перемен. Однако даосизм не склонен предаваться мудрствованиям и акцентирует внимание на практическом осуществлении этой концепции. Человек должен убедиться на собственном опыте в существе вопроса, то есть осознать истинную реальность и почувствовать себя частью потока Дао.

Бабочка Чжуанцзы

Отправившись на поиски черной кошки Конфуция, кошки, которую очень трудно искать в тёмной комнате, особенно если её там нет, мы случайно набрели... нет, ни на кошку и не на мышку, а на бабочку. Это не просто коллекционная бабочка, не махаон — мечта энтомологов. Это призрачная бабочка, которая приснилась любителю парадоксов, китайскому философу Чжуанцзы.

О жизни Чжуанцзы мало что известно. Рассказывают, что он не любил строгое морализаторство Конфуция, принципиально не соглашался стать чиновником и, будучи свободным философом, любил предаваться размышлениям об отвлечённых началах.

Одному лишь ритуалу Чжуанцзы, по-видимому, всё же отдавал предпочтение — ритуалу винопития. Это позднее в Китае поэзия вина уступит место поэзии чая. А во времена Чжуанцзы многие философы предпочитали вино. На картинах того времени изображался благородный философ с чашей, в компании весёлых друзей, наслаждавшихся вместе с ними вкусом изысканного напитка. Маленькие фарфоровые чашечки, винный чайник, кувшин для вина в плетёной корзинке — всё это создавало атмосферу непринуждённости и беззаботности послеобеденного отдыха.

Вино и сны играли в философии Чжуанцзы особую роль. Послушаем, например, беседу из его трактата о сверхъестественных свойствах человека.

— "Почему настоящий человек идёт под водой и не захлёбывается? Ступает по огню и не обжигается? Идёт над тьмой вещей и не трепещет? "

— "А ты видел когда-нибудь, чтобы пьяный, упав с повозки, разбился бы до смерти? Кости у него такие же, как у других людей, а повреждение иные. Ибо душа у него целостная! Сел в повозку неосознанно и упал неосознанно.

Думы о жизни и смерти, удивление и страх не нашли места в его груди, поэтому падая он не сжимается от страха.

Если человек обретает подобную целостность от вина, то какую целостность он может обрести от природы! Мудрый человек сливается с природой, поэтому ничто не может ему повредить! "


 Простое бытовое наблюдение оборачивается у китайского мудреца целой философией следования природе. Судите сами — пьяница, упавший с телеги, избегает серьёзных ушибов потому, что полностью естественен, лишён напряжения и целостен. Нам трудно представить себе Конфуция, о котором мы уже рассказывали, в роли проповедника винных чар. Ведь идеальным состоянием для учителя Куна были сосредоточенность и трезвость. С точки зрения конфуцианства вино — напиток цивилизованных людей. Оно не должно отвлекать от деятельного служения обществу и от исполнения ритуалов.

Напротив, для Чжуанцзы вино — напиток философов и бунтарей. Оно возвращает человека к тому первобытному состоянию, в котором он сливается с природой. Пьяный теряет внешние и ложные ориентиры и приобретает ориентиры внутренние и истинные. Следуя им, человек идёт верным жизненным путём — путём Дао. По этому пути идут не только люди, но и небесные светила.

Такая своеобразная философия опьянения закономерно переходила в притчах Чжуанцзы в философию сна. Сон имел для него огромное значение — ведь жизнь во сне бывает гораздо ярче и увлекательнее, чем жизнь наяву. Это уже давно заметили китайские мудрецы.

Оказывается, во сне можно ставить и решать самые сложные философские вопросы, вопросы о смысле жизни, о жизни после смерти, ибо сам сон напоминает смерть. Почти за двадцать веков до разговора Гамлета с черепом бедного Йорика с Чжуанцзы произошла следующая необычная история.

Однажды Чжуанцзы шёл по просёлочной дороге и вдруг наткнулся на голый череп, побелевший, но сохранивший форму. Чжуанцзы ударил по черепу хлыстом и обратился к нему с вопросом:

«Бедный череп! Довела ли тебя до этого безрассудная жажда жизни или секира на плахе, когда служил ты побеждённому царю? Довели ли тебя до этого недобрые дела, опозорившие отца и мать, жену и детей? Или муки голода и холода? Довели ли тебя до этого многие годы жизни?»

Закончив свою речь, Чжуанцзы хлебнул вина из фляги и лёг спать, положив под голову череп. В полночь череп привидился ему во сне и сказал:

«В твоих словах — бремя мучений живого человека. После смерти их не будет. Для мёртвого нет ни царя наверху, ни слуг внизу, не страшна для него смена времён года. Такого счастья нет даже у императора, обращённого лицом к югу».

— «О, мудрый череп, — отвечал Чжуанцзы — Хочешь, я велю Ведающему судьбами возродить тебя к жизни, отдать тебе плоть и кровь, вернуть отца и мать, жену и детей, соседей и друзей?»

 — «Разве захочу я сменить царственное счастье на человеческие муки? !» — с достоинством и невозмутимостью ответил череп.

Этот удивительный разговор представлен в трактате Чжуанцзы в главе которая называется «Высшее наслаждение». Вообще по учению великого китайского мудреца сон является воплощением мечты человека о счастливой жизни, мгновенной и яркой, словно блеск молнии. В ином философском сне сливаются границы между реальностью и фантазией. Чжуанцзы довёл это слияние до полного логического завершения в знаменитой притче о бабочке.

«Однажды Чжуанцзы приснилось, что он — бабочка, весело порхающий мотылёк. Он наслаждался от души и не осознавал, что он Чжуанцзы. Но, вдруг проснулся, очень удивился тому, что он — Чжуанцзы и не мог понять: снилось ли Чжуанцзы, что он — бабочка, или бабочке снится, что она — Чжуанцзы?!»

Вот какая философская бабочка порхает в нашем музее. А вопрос, поставленный великим китайским мудрецом «кто же кому приснился — бабочке мудрец, или мудрецу бабочка?», остаётся неразрешённым и поныне. Современные философы серьёзно относятся к анализу сновидений. Они доказали, что логическим путём парадокс Чжуанцзы разрешить нельзя. Однако мудрецам не хочется в это верить, и они продолжают ломать голову над древним китайским парадоксом.

Что ж, рискните и Вы на досуге разобраться, кто же кому приснился? А мы, как учит древнекитайская мудрость, должны вовремя замолчать, склонив голову перед человеческой мудростью.

Жаль мотылька
Моя рука
Нашла его
В раю цветка

Мой краток век,
Твой краток срок
Ты — человек
Я — мотылёк.

Порхаю, зная:
Сгребёт, сметёт
Рука слепая
И мой полёт.

Но если мыслить
И значит — быть,
А кончив мыслить,
Кончаем жить, -

То жить желаю
Мой краткий срок
Весь век порхая,
Как мотылёк.

Источник: сайт
Опубликовал: @Майя@ (статей: 350)

Рейтинг: 2.4 (Прочтений: 4255)
 Добавить комментарий к материалу
Поделиться:    Распечатать:

Свод Перуна стоит первым в ряду изучения «Славянской гимнастики» и является ключевым для всех комплексов и упражнений. Он восстанавливает и значительно увеличивает силовое поле человека, возвращает гармонию с естественными циклами Мироздания, расширяет сознание, укрепляет силу воли и развивает творческое воображение.

Продавец slavzdrava | Продаж: 4 | Отзывы: 4/4 | Цена: 200 руб.

Лада — это Женская ипостась Рода. Оберег чур славянской Богини Лада оберегает любовь, красоту, брак и изобилие.

Через оберег Лада дает защиту семье, партнерству в карьере, дружественным контактам и связям, помогает решить конфликты и противостояния; восстанавливает покой и взаимопонимание.

Материал оберега - береза или кедр. Высота 20 см.

Продавец reiken: 9 | Цена: 1400 руб.

Миллиардеры Везения - это система поддержки человека на его жизненном пути. Мы готовы поддержать Вас в тот момент, когда Вам необходимо, через индивидуальное общение с Вами по скайпу. Мы поможем Вам вернуться в состояние Целостности и испытывать Счастье дольше и чаще!

Продавец julian-julia | Цена: 1500-5000 руб.

О Чжуан-цзы. Даосизм - статья. Материалы по теме:

Притча о золотой середине - Наставление, похоже на "О Чжуан-цзы"
Наставления: Путь к себе
Упражнение "Голубая Сфера" - Практика, медитация, похоже на "О Чжуан-цзы"
Практики, медитации: Энергии и энергетика
Узлы Гармонии - Статья, похоже на "О Чжуан-цзы"
Статьи: Знание о переходе
Гармония мира - Статья, похоже на "О Чжуан-цзы"
Статьи: Вне течений
Медитация гармонии - Практика, медитация, похоже на "О Чжуан-цзы"
Практики, медитации: Энергии и энергетика
Поиск истины - Статья, похоже на "О Чжуан-цзы"
Статьи: Любовь
Молитва на единение с Миром и людьми - Практика, медитация, похоже на "О Чжуан-цзы"
Практики, медитации: Исцеление молитвой

О Чжуан-цзы. Даосизм - статья. Творчество на схожую тему:

Дыхание Жизни - Стихи, похоже на "О Чжуан-цзы"
Стихи: Духовное творчество
Весы - Стихи, похоже на "О Чжуан-цзы"
Стихи: Духовное творчество
Гармония - Стихи, похоже на "О Чжуан-цзы"
Стихи: Духовное творчество
Смотрела ночь - Стихи, похоже на "О Чжуан-цзы"
Стихи: Духовное творчество
Стихия - Проза, похоже на "О Чжуан-цзы"
Проза: Духовное творчество
Четыре стихии - Стихи, похоже на "О Чжуан-цзы"
Стихи: Духовное творчество
Сон наяву - Стихи, похоже на "О Чжуан-цзы"
Стихи: Духовное творчество
Обращение

Всем и каждому:

У Вас есть актуальные и нужные людям материалы? Опубликуйте их. Так Вы поможете тысячам ищущих.

Мастерам и учителям:

Передавайте Ваши знания и опыт людям, пришедшим сюда в поисках Пути и Проводников.

Будьте благодарны:

За полученные на портале знания, советы и помощь...


Мы ВКонтакте
Мы на Facebook
Личный раздел
Логин:
Пароль:
Spirits
17 ноября

Что же касается финансовой сферы - здесь необходимо проработать ограничения: как личные психологические и ментальные...,

Приглашаем на открытое занятие "Здоровый образ жизни", которое состоится 4 декабря в 19.00 по мск, онлайн

Казалось бы, столько уже об этом...

Если касаться общих отношений между людьми, то человека необходимо принимать всегда таким, какой он...

Даже никогда не задавался вопросом как понимаю любовь... вы спросили и я посмотрел на это с другой стороны - ведь насколько же мы...
Недавно купили:

Безопасный слабительный, очищающий чай для похудения, предложенный А. Эретом, одним из самых...

Ректификация времени рождения - процедура определения момента рождения по прошлым важным событиям...

12 готовых комплексов йоги общей направленности, а также комплексов, созданных для решения узких...

Этот сайт для всех, кто ищет и стремится к гармонии. Здесь учатся Ученики и Учителя. Здесь объединены
различные традиции и течения, потому что все они - неразделимые части Единого...
Каталог сайтов: эзотерика, образование, наука.